ГУСО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Пинска"
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Государственное учреждение специального образования 
"Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Пинска"

 

Переводчик

       
 

Меню раздела

     

    Баннеры

    Министерство образования Республики Беларусь Портал рейтинговой оценкиМинистерство образования Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 


     


    Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

    Развернуть/Свернуть

    Алгоритм

    информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

    Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

    Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

             Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

    Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

    Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

    Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

    Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера

    со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

    Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

    Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

    Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

    Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

    1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

    их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

    очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

    2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

    3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

    4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

    неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

    несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

    противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

    обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

    отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

    неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

    обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

    Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

    Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

    информация, поступившая от ребенка;

    информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

    информация, поступившая от работников учреждений образования;

    информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

    информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

    информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

     

    Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

     

    При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

    Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

    незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

    поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

    незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

     

    Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

    осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

    в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

    В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

    При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

     


    Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних

    10.01.2023

    Развернуть/Свернуть

    Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»

    Критерии и показатели социально опасного положения

    (Постановление Совета Министров РБ от 1 декабря 2023 года № 856)

    Критерии социально опасного положения

    Показатели социально опасного положения

     

    1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

     

    • родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
    • родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
    • родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
    • родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
    • родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения);
    • родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания;
    • в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами;
    • оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей).

    2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

    • в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
    • в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
    1. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

     

    • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
    • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
    • установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему;
    • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;
    • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

     

     

     

     

     


    Декрет Президента РБ от 26.11.2006 №18

    Развернуть/Свернуть

    Родителям о Декрете Президента РБ от 26.11.2006 №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

    Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни одно дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше.

    К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций. Социальное сиротство является признаком неблагополучия общества, и мы должны стремиться к тому, чтобы это явление было искоренено или сведено к минимуму.

    Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.

    На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:

    • воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм;
    • находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
    • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
    • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

    Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.

    Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.

    При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания.

    Если обстановка в семье ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.

    Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.

    Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

    Если же семья стала на путь исправления, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем специалистов минимум полгода.

    БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

     


    Социальная передышка для родителей

    Развернуть/Свернуть

    Социальная передышка

    В соответствие со ст. 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» существует такой вид социальной услуги для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, как социальная передышка. Услугой могут воспользоваться семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, которые нуждаются в специальном медицинском уходе.

    Эта услуга предполагает освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком с инвалидностью на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

    В Брестской области условия для социальной передышки предоставляет ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».

    Услуга предоставляется на платной основе на 56 дней в году (не более 28 суток подряд). Стоимость пребывания необходимо уточнять. Пребывание в учреждении круглосуточное.

    На период оказания услуги социальной передышки сохраняется выплата пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

     

    Дополнительную информацию можно получить:

    • ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения г.Пинска»

    Адрес: г. Пинск, ул. Граничная, д. 4Б

    Второе отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации,

    каб. № 27

    Тел. 63-09-13

    Зав. отделением: Цебрук Инна Михайловна

    • ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».

    Адрес: Брестская область, Барановичский район, г.п. Городище, ул. Едунова, д. 50.

    Приемная: тел. (80163) 46-26-84

    Директор: Cвистун Елена Анатольевна, тел. (80163) 46-26-89

    Заместитель директора: тел. (80163) 46-26-81


    Счастье и радость в семье. Учимся быть счастливыми

    16.10.2022

    Развернуть/Свернуть

    Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей.

    «Расскажи мне - и я забуду.

    Покажи мне - и я запомню.

    Вовлеки меня - и я пойму, чему я научусь».

    Счастье – это когда тебя любят и понимают.

    Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача- научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его душевной теплотой. (давайте поприветствуем друг друга теплотой).

    Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции — это основное средство трансляции социально – культурных ценностей, норм семьи. При воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребенка. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом — это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

    Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения.

    Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия.

    Упражнение «Приветствие»

    - Давайте поприветствуем друг друга радостью.

    Семья — это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает от родителей, в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в семье, в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

    Упражнение (отвечаем по цепочке)

    - Два слова, которыми можно описать моего ребенка…

    - Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы как…

    - Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда…

    Упражнение «Счастливый ребенок»

    Хочу зачитать вам притчу

    -«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек».

    -Что тебе еще слепить? - спросил Бог.

    -Слепи мне счастье, - попросил человек.

    Ничего не ответил Бог и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

    -Все в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

    Родители рассуждают на тему «Счастливый ребенок» – и делятся своим мнением.

    «Счастливый ребенок- это»

    Упражнение «Нарисуй дом»

    Перед каждым лежит лист бумаги . Нужно написать в колонку 7- 8 человек, которые влияют на вашу жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должна быть крыша, фундамент, стены, окна, чердак дверь, дымоход, порог и представить каждой части имя конкретного человека.

    Фундамент – положительное значение: основная материальная и и духовная опора семьи, тот на котором все держится, человек на которого могут давить.

    Стены – человек, которые отвечает за эмоциональное состояние семьи.

    Окна – будущее, люди от которых мы ждем, на кого возлагаем надежды.

    Крыша – человек, который оберегает автора.

    Чердак – символизирует секретные отношения, вы желаете с этим человеком строить доверительные отношения.

    Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую поддержку, опеку.

    Двери – информационный портал, тот который учит строить отношения с миром.

    Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

    Методика дает возможность за время определить роль автора рисунка и роль каждого члена семьи для него.

    Упражнение «Я люблю своего ребенка»

    Закройте глаза.

    Сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребёнка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, какай бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее (его), даже если его поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын иди дочь.

    Откройте глаза.

    - Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?»

     

    Давайте друг другу пожелаем хорошие слова и счастья, спасибо за то, что были рядом.

    О.Н.Невдах,

    педагог социальный


     

     

    225710 г. Пинск ул.Рокоссовского, 36

    8 (0165) 63-68-96, ckroir@pinsk.edu.by, ckroir@pinsk.gov.by