ГУСО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Пинска"
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Государственное учреждение специального образования 
"Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Пинска"

 

Переводчик

       
 

Меню раздела

     

    Баннеры

    Министерство образования Республики Беларусь Портал рейтинговой оценкиМинистерство образования Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 


     


    Образовательный проект "Здоровые зубы - здоровый организм "

    Развернуть/Свернуть>>>

     Тип проекта:

    -образовательный, краткосрочный.

    Обоснование актуальности выбранной темы

    Формирование элементарных навыков здорового образа жизни – одна из приоритетных задач в обучении и воспитании учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), особенно в современных условиях. Одним из путей при решении этой задачи является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.

    В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, гл.3

    (система образования), ст.18 (воспитание в системе образования) составляющей частью воспитания является воспитание культуры здорового образа жизни[1, с.206].

    Учебные программы  предусматривают формирование у учащихся основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления. У учащихся педагоги должны формировать представление о том, что красивым и здоровым тело делает чистота.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, а это значит, что взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям и другим факторам.

    Одним из факторов здоровья являются зубы человека, так как больные зубы могут привести к нарушению обмена веществ, к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, к сахарному диабету. Из наблюдений мы заметили, что родители часто обращаются к стоматологу по поводу больных зубов у детей. Было выяснено, что не все дети чистят зубы, неправильно пользуются зубной щеткой, неохотно полощут рот после еды, употребляют в пищу много сладостей, плохо едят блюда из овощей. Все это способствует разрушению зубов - кариесу. Отсюда вытекает проблема: как помочь детям приобщиться к здоровому образу жизни, к правильному питанию.

    Цель проекта:

    создание оптимальных условий для формирования знаний и умений по уходу за полостью рта у учащихся с ТМНР.

    Задачи проекта:

    • изучить методическую литературу и другие информационные источники по вопросу формирования у детей с ТМНР знаний, умений и навыков по уходу за полостью рта;
    • создать комплекс игр и пособий для формирования знаний, умений и навыков у детей с ТМНР по уходу за полость рта;
    • формировать и закреплять навык чистки зубов  через использование комплекса игр и пособий;
    • разработать рекомендации для родителей по уходу за полостью рта в домашних условиях;
    • обучить родителей эффективным приемам ухода за полостью рта у детей с ТМНР посредством игровой деятельности.

    Методы и приемы реализации проекта:

    • анкетирование;
    • диагностика;
    • наблюдение;
    • беседа;
    • игровые приемы;
    • практические приемы;
    • демонстрация;
    • создание проблемной ситуации;
    • упражнение;
    • продуктивная деятельность;
    • просмотр видеороликов, мультфильмов;
    • метод интерактивного общения.

    Предполагаемый результат:

    • расширение знаний детей информацией об уходе за полостью рта;
    • создание комплекса игр и пособий для формирования знаний, умений и навыков у детей с ТМНР в области гигиены ротовой полости;
    • разработка рекомендаций для родителей с информацией о формировании гигиенических навыков у детей в домашних условиях;
    • повышение уровня информированности родителей об эффективных способах и приемах ухода за полостью рта.

    Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта

    Срок реализации: январь – март 2020 г.

    Организационно-информационный:

    • постановка цели и задачи проекта, определение направлений и методов работы;
    • изучение методической литературы и других информационных источников по теме проекта;
    • диагностика уровня знаний, умений и навыков по уходу за полостью рта у учащихся класса;
    • обсуждение условий проектной деятельности, плана, сроков реализации;
    • подбор материала для создания комплекса игр и пособий для формирования знаний, умений и навыков по уходу за полостью рта;
    • выявление компетентности родителей в вопросе формирования гигиенических навыков и умений у детей с ТМНР;
    • определение конечного результата и формы его презентации.

    Основной этап:

    1. Оптимизация развивающей среды:
    •  создание игр и пособий для формирования знаний, умений и навыков по теме: «Здоровые зубы - здоровый организм» (Приложение 3);
    •  систематизация игр и пособий для формирования знаний в области гигиены полости рта, организация уголка «Здоровые зубы – здоровый организм» (Приложение 3);
    • подборка художественного слова для формирования знаний об уходе за полостью рта  (Приложение 4).
    1.  Совместная деятельность учителя, воспитателя и детей:
    • проведение открытого учебного занятия по предмету «Социальная адаптация»  (Приложение 5);
    • проведение  занятия по социально-бытовой деятельности

    (Приложение 6).

    1. Взаимодействие с родителями:
    • проведение интерактивного общения «Мама – смарт»

     тема: «Здоровые зубы  - здоровый организм» (Приложение 7);

    • индивидуальные беседы с рекомендациями;
    • тематическая консультация врача стоматолога «Здоровые зубы – здоровью любы»;
    • оформление уголка с наглядной просветительской информацией по теме: «Здоровая улыбка».

    Заключительный этап

    Подведение итогов, анализ.

     

    В ходе образовательного проекта«Здоровые зубы — здоровый организм» поэтапно были реализованы все поставленные задачи.

    Анализ результатов диагностики показал недостаточный уровень сформированности навыка чистки зубов у учащихся класса (Приложение 1). Анализ анкетирования родителей (Приложение 2) свидетельствует о том, что не все взрослые владеют эффективными приемам ухода за полостью рта у детей с ТМНР. Тем не менее 100% опрошенных утверждают, что систематически выполняют гигиенические процедуры в домашних условиях.

    Анализ проектной деятельности показал, что оптимизированная учебная среда способствует повышению эффективности обучения учащихся с ТМНР. Информационно -  просветительская работа с родителями содействует повышению мотивации  к формированию здорового образа жизни и контроля навыка чистки зубов у детей.

    По результатам наблюдения отмечено:

    • повышение познавательной активности в процессе использования новых игр и пособий;
    • относительное повышение уровня знаний, умений и навыков по уходу за полостью рта у отдельных учащихся;

    •повышение компетентности родителей в познании своего ребенка.

    Мероприятия, направленные на повышение грамотности родителей в вопросе формирования знаний, умений и навыков по уходу за полостью рта у детей с ТМНР, также доказали свою эффективность. Интерактивное общение «Мама – смарт» позволило продемонстрировать родителям приемы, варианты организации и использования игр в домашних условиях, а также усилило взаимодействие между участниками проекта. Родители смогли оценить самостоятельность и инициативность своего ребенка во время выполнения ежедневных гигиенических процедур, своевременно оказать посильную помощь. Благодаря совместной деятельности у учащихся повысилась мотивация и интерес к осознанному выполнению правил ухода за зубами и полостью рта.

    Участники проекта:

    учащиеся (возраст 9 – 13 лет) специального класса, родители, педагоги, стоматолог.

    Список литературы

    1.   Кодекс Республики Беларусь об образовании  - Мозырь: Белый Ветер, 2011.

    2. Верещагина, Н.В. «Особый ребенок» в детском саду / Н.В.Верещагина. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2009.

    3. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.ТЦ Сфера, 2005.

    4.  Киселева Е.Г. Как сохранить зубы детей здоровыми. – СПБ.: Крылов, 2008.

      

    Приложение 3

    Дидактическая игра «Зубастик»

    Цель: формировать представления о предметах личной гигиены, правильной чистке зубов.

    Ход игры

    Педагог предлагает  детям попробовать чистить зубы на «игрушечном тренажере». Сначала взрослый демонстрирует сам как надо правильно выдавить зубную пасту на щетку, как нужно правильно держать щетку, показывает чистящие движения. Далее дети пробуют повторить это сами.

      

    Дидактическая игра «Полезное – вредное»

    Цель: учить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов.

    Ход игры

    Педагог демонстрирует детям картинки с продуктами питания – полезными и вредными для зубов. Со стороны здорового зуба предлагает прикрепить полезные продукты питания, а со стороны больного зуба – вредные. Проводится обобщающая беседа.

     

    Крупномасштабная  игра «Чистим зубки»

    Цель: закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху – вниз», «снизу – вверх», «слева – направо»).

    Ход игры


    Педагог предлагает  детям рассмотреть строение ротовой полости. Обратить внимание детей на то, что после приема пищи в ротовой полости находятся остатки еды, которые нужно удалять. Сначала взрослый демонстрирует сам как надо правильно выдавить зубную пасту на щетку, как нужно правильно держать щетку, показывает чистящие движения. Далее дети пробуют повторить это сами.    

      

    Дидактическая игра «Мистер ЗубОК»

    Цель: дать детям представления об особенностях расположения зубов (рядом друг с другом, строении челюсти) на макете «Мистер ЗубОК». Отработка техники чистки зубов.

    Ход игры

    Педагог предлагает детям вылепить зубы  из теста при помощи специальной формы. Он демонстрирует расположение зубов во рту. Показывает, что если какого- нибудь зуба не будет хватать (заболеет и его вырвут), то будут шататься остальные. Чтобы зубы не заболели, предлагается их почистить. Отрабатывается техника чистки зубов.

                                           

    Дидактическая игра «У кого есть зубы?»

    Цель: активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей.

    Ход игры

    Педагог предлагает рассмотреть картинки животных и подводит  к выводу, что у животных и их детенышей тоже есть зубы, и они по своему ухаживают за ними и содержат их в чистоте. Предлагается «полечить» зубы динозавру и заклеить все «дырочки» пластилином.

    Уголок «Здоровые зубы – здоровью любы»

    Приложение 4

    Картотека художественного слова при формировании знаний,                        умений и навыков по уходу за полостью рта у учащихся с ТМНР

     

     Приложение 5

    Конспект учебного занятия по предмету «Социальная адаптация»

     

     

    Фотогалерея «Аппликация» лепка зубы , у доски

      

                                                                      

                                        Приложение 6

      

    Конспект занятия

    по социально – бытовой деятельности

     

     Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы»

    Задачи:

    - формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении;

    - продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней);

    - закреплять знания о полезной и здоровой пище;

    - развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь, воображение;

    - воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену и желание  иметь красивые и здоровые зубы.

    Ход занятия:

    Здравствуйте, ребята!

    - Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).

    Здравствуйте,  ладошки! (хлоп-хлоп-хлоп)

    Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)

    Здравствуйте щечки!(плюх-плюх-плюх) (погладить свои щечки)

    Здравствуйте губки (чмок-чмок-чмок)

    Здравствуйте , зубки (щелк-щелк-щелк)

    Эй, язычки, просыпайтесь! (цок-цок-цок)

    Здравствуйте  носики  (бип-бип-бип)

    Здравствуйте , глазки! (миг-миг-миг) (моргают)

    Здравствуйте, гости (протянуть руки вперед)

     Здравствуйте, дети и все все на свете! (помахать руками)

    - Ребята, а кто помнит, как зовут  доброго доктора, который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей.) Правильно, Айболит. Сегодня утром он прислал вам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри.

    «Здравствуйте, мои милые, друзья! Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детьми. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете,  для чего я вам прислал эту посылку. Я надеюсь, что вы узнаете много полезного и интересного. Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»

    Загадка:

    Когда мы едим – они работают,

    Когда не едим – они отдыхают.

    Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)

    - Правильно – это зубы. Смотрите и в посылке от Айболита, тоже лежит волшебный зубик.  Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать, а зубик, которого  прислал нам Доктор Айболит, нам поможет.

    - Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту.

    - А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)

    - Без зубов человек может разговаривать? Без зубов человек не сможет красиво улыбаться. Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.

    - Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.

    Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он совсем заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил. - Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.

    - Ребята, давайте рассмотрим с вами волшебный зубик.

    - Какого цвета зуб? (белого).

    - Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода от тепла от ударов.

    - Кто мне скажет, чем покрыты зубы?

    - Верхняя часть зуба, ребятки, называется коронкой (показываю).

    - Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка).

    - А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это? (корень).

    - Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребятки? (корень) Где он находится? (в десне?) Корень, что делает? (крепко держит зуб).

    - У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.

    - Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).

    - А сейчас, я предлагаю вам сейчас послушать одну историю, которая называется «Зайка-зазнайка»

    Зайка  - зазнайка.

    Далеко – далеко в лесу, в самой чаще у зайчихи родились зайчата. Малыши быстро подрастали, и всем в лесу стало заметно, что они не похожи друг на друга. Первый зайчик был очень добрый и всегда стремился всем помогать: ежику донести грибочки, маме-зайчихе принести капусты, дяде Мише Топтыгину вытащить пчелиное жало из лапы. Зайчишку так и прозвали «Зайка – помогайка».

    Второй зайка очень любил чистоту. Он был первым помощником у зайчихи. Нужно навести порядок, подмести пол, вымыть посуду – наш зайчик тут как тут. Его так и прозвали «Зайка – убирайка».

    А третий любил хвастаться и часто обижал своих братьев. «Я быстрее всех бегаю и прыгаю, говорил он. - Я самый ловкий. Я самый умный». Его стали звать «Зайка – зазнайка. Зайчиха была очень заботливой и внимательной мамой. Каждое утро она выводила свое семейство на зарядку, приучала всех умываться и чистить зубы. Она повторяла:

    - Зайцы должны иметь отличные крепкие зубы, иначе как вы будите грызть морковку и капусту? Берегитесь микроба – зубоеда. Все зайчишки слушались маму и старались делать все, как она учила, кроме одного: Зайки-зазнайки.

    - Не хочу умываться. Не хочу чистить зубы. Они у меня и так самые крепкие и самые беленькие.

    Шло время, и наш зайчик продолжал зазнаваться и не слушаться маму. А коварный микроб не дремал. Он ждал своего часа.

    И вот однажды вредный микроб-зубоед подкрался к глупому зайчишке и укусил его, когда он ел любимую морковку.

    -Ой, ой, как больно!-закричал Зайка-зазнайка и схватился лапкой за щеку. К зайцам в домик срочно вылетел доктор дятел.

    - Так, так. Понятно. У вас кариес, голубчик. Надо срочно лечить, - сказал доктор. Он быстро вылечил зубик зайке, но след от укуса микроба-зубоеда так и остался – маленькая пломба. С тех пор зайка перестал зазнаваться. Утром на зарядку первым выбегал и про зубки не забывал. А микроб-зубоед до сих пор где-то прячется и ждет, когда появится еще какой-нибудь зазнайка, который не хочет чистить зубы.

    - Какими были зайчата?

    - Кто из них поступал правильно и кто неправильно?

    -Почему случилась неприятность с Зайкой –Зазнайкой?

    -Надо ли слушаться старших?

     - А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.

    Физкультминутка:    

    Ну-ка зайка, поскачи. Лапкой серой постучи,

    Ты на травку упади. Полежи и отдохни.

    Отдохнул – теперь вставай.

    Прыгать снова начинай.

    Быстро к елочке беги

    И скорей назад скачи.

    - Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)

    - Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.

    -Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба), (дырочка в зубе).

    - Как вы думаете, от чего может потрескаться эмаль зуба.

    - Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами. На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам – сердцу, глазам, почкам.

    - Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).

    - Вспомним нашу историю про Зайку. Все могло закончиться очень печально, но на помощь пришли помощники.

    - Как вы думаете, кто эти помощники?

    - Послушайте загадку.

    Костяная спинка,

    Жесткая щетинка,

    С мятной пастой дружит,

    Нам усердно служит (зубная щетка).

    - Правильно, на помощь пришли помощники - это зубная щетка и зубная паста.                                                                                                                       

    Дидактическая игра «Как правильно надо чистить зубы?»

    - Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетинку. Как почистили зубки, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. (показ картинки)

    - Есть еще один секрет, ребятки: очень важно правильно чистить зубы. Садитесь за столы. Мы проведем опыт с расческами. Представим себе, что расчески – это наши зубки, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.

    - Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (нет).

    - Вот так у нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.

    -Попробуем почистить наши зубки.                                                                      

     Возьмите зубные щетки и проведите слева направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).

    - А теперь сверху вниз, и переверните расческу снизу-вверх. Что получилось?

    - Чистыми стали наши зубки?

    - Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (сверху вниз верхние зубки и снизу-вверх нижние.

    -Ребята, а если нет возможности почистить зубки, что нужно делать? (прополоскать ротик водичкой).

    - А если все-таки случилась беда, и зубы заболели, что нужно делать?

    - Надо обязательно показать их зубному врачу.

    - Как называется зубной врач? (стоматолог).

    - Дети, чтобы зубы были здоровы, нужно не только правильно за ними ухаживать, но и есть полезные продукты.

    Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»

    -Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать?(ответы детей).                                                                                         

    Чтобы зубы укреплять будем в пищу потреблять лук, капусту, апельсины. Не забудем витамины. Масло, гречка и горох. Молоко, томаты, сок.

    - Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно? (В центр обруча раскладываются картинки с полезными продуктами для зубов, а за  обручем вредные).

    - Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно.

    Будут здоровыми зубы всегда, если полезная в доме еда. Мясо, кефир и фрукты, очень нужные продукты. Сахар зубы разрушает, а яблоко укрепляет.

    Игра «Вредные и полезные советы»

    А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.

    Если мой совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши.

    На неправильный совет - говорите: нет, нет, нет.

    1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
    2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
    3. Есть овощи и фрукты.
    4. Раскусывать леденцы и жевать их.
    5. Есть сметану, рыбу, яйца.
    6. Чистить зубы надо детским кремом.
    7. Долго жевать жевательную резинку.
    8. Пить теплое молоко.
    9. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
    10. Посещать стоматолога два раза в год.
    11. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
    12. Пользоваться специальными детскими зубными пастами.
    13. Пить горячий чай.
    14. Есть овсяную кашу.
    15. Полоскать рот после еды, если нет под рукой зубной щетки.
    16. Ковырять вилкой в зубах.
    17. Есть молочные продукты.
    18. Есть мороженное.
    19. Менять зубную щетку раз в 2-3 месяца.
    20. Закалять свой организм, заниматься спортом.

    - Молодцы, дети понравилось вам сегодня играть? 

      - Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

    - Доктор Айболит хочет, чтобы зубки у вас были здоровыми и не болели и прислал вам стихотворение и небольшой подарок, чтобы вы не забыли как ухаживать за зубами.

    Как  поел,  почисти  зубки.

    Делай  так  два  раза  в  сутки.

    Предпочти  конфетам  фрукты,

    Очень  важные  продукты.

    Чтобы зуб  не  беспокоил,

    Помни  правило  такое:

    К  стоматологу  идём

    В год  два  раза  на  приём.

    И  тогда  улыбки  свет                                                                                            

    Сохранишь  на  много  лет!

                

    Приложение 7

     

    МАТЕРИАЛ К ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЮ

    «Мама - смарт»

      

    Приложение 8

     

    Консультации для родителей «Детские зубы - взрослые проблемы»

     


    Образовательный проект "Я сам"

    Развернуть/Свернуть>>>

    Оглавление

    1.Пояснительная записка……………………………………….…...……………3

    • Тип проекта
    • Участники проекта
    • Срок реализации
    • Актуальность
    • Проблема
    • Цель
    • Задачи
    • Ожидаемый результат

    2.Содержание проекта…………………………...………………….………...…..5

    • Подготовительный этап
    • Основной этап
    • Создание развивающей среды
    • Описание видов деятельности
    • Учебная деятельность на уроках
    • Работа с семьёй

    3.Вывод………………………………………………………………….......……..8

    4.Список литературы………………………………………………………...……9

    5.Приложение……………………………………..……………………….……..10

     

    Проект "Я сам"

    (Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в процессе приёма пищи)

     

    1.Пояснительная записка:

    Тип проекта: познавательно – практический, коллективный, краткосрочный.

    Участники проекта: педагоги, дети и родители класса «Ж».

           Сроки реализации: февраль – март 2020 г.

    Актуальность: очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку и самостоятельности.                                                                                                                            Овладение навыков самообслуживания (ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу и т.д.) является важным шагом на пути к его независимости.

    Работа по формированию культурно - гигиенических навыков чрезвычайно важна, в первую очередь, для адаптации детей с ОПФР в семье и обществе. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на близких, этих детей, как правило, усугубляется многолетним общим напряжением в этих семьях. Понятно, что близким часто легче осуществлять общий уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно - гигиенических навыков.

    Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно принимать пищу, одеваться и раздеваться), общегигиеническими навыками. Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки.

    Главное для детей с ОПФР – это максимальное овладение культурно гигиеническим навыкам и навыками самообслуживания, научить ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.

    В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и умения обслужить себя с возрастом постоянно совершенствовались.                                                                                                                         

    Проблема: недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в процессе приёма пищи у детей.

    Цель проекта: формирование простейших культурно - гигиенических навыков опрятности и самообслуживания в повседневной жизни, в ценре и в семье, закладывание фундамента гигиенической культуры у детей школьного возраста с ОПФР.

    Задачи:

    • Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости формирования навыков самообслуживания в процессе приёма пищи: налить воду в стакан ( чашку), аккуратно пить из стакана ( чашки), приготовить бутерброд, заварить чай ,помыть и почистить фрукты и овощи и т.д.
    • Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, ножом, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, кушать бесшумно, не разговаривать с набитым ртом.
    • Приучать оказывать помощь взрослым, накрывая на стол, правильно раскладывая приборы и все необходимое для сервировки.
    • Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков самообслуживания и личной гигиены дома.
    • Родителям создавать дома для ребенка условия для закрепления культурно - гигиенических навыков полученных в центре и всячески способствовать этому, подавая личный пример.

    Ожидаемый результат:

    Перед едой тщательно мыть рук, пользоваться своим полотенцем. Умение пользоваться столовой и чайной ложками, ножом не перекладывая их из руки в руку, отрезать маленькие кусочки хлеба, сосиски, размазывать масло на бутерброде, помогать взрослым в приготовлении салатов и других простых блюд. Пережёвывать пищу бесшумно с закрытым ртом. Принимать пищу аккуратно, не крошить и не проливать пищу на одежду и скатерть. Помогать убирать посуду, счищая остатки пищи, протирать стол влажной тряпочкой. Пользоваться салфеткой и благодарить за еду.

    Предполагаемый результат для родителей:

    • Повышение знаний для успешного развития и воспитания детей.
    • Получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков      и навыков самообслуживания.
    • Укрепление взаимодействия между работниками центра и семьей.

     

     2. Содержание проекта:

            Подготовительный этап:

    1. Изучение методической литературы.
    2. Постановка цели и задач проекта, определение направлений и методов работы. Обсуждение условий проектной деятельности, плана, сроков проведения мероприятий.
    3. Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей: через наблюдения, беседы.
    4. Подбор иллюстраций, видео, художественных произведений (стихов, рассказов, сказок, потешек, загадок, песен) с использованием обыгрывания содержания, подборка дид. игр, наглядного познавательного материала,
    5. Приобретение кухонных принадлежностей.

    Основной этап:  (организационно-практический):

    Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; беседы, чтение художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по всем видам деятельности и проведение уроков по данной теме проекта; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильмов, наблюдения.

           Создание развивающей среды:

     Обновлён уголок дежурства по столовой с помощью родителей; собрана коробка с кухонным инвентарём: скатерть, овощечистка, ножи, доски для нарезки, тёрка, салатницы, тазики для мытья фруктов и овощей, тряпочки, черпак. Изготовлены алгоритмы: дежурство по столовой, сервировка стола к обеду, завтраку, ужину и к чайному столу;  правила пользования столовыми приборами (фото); таблицы – как правильно вести себя за столом;  алгоритмы приготовления супа, каши, яичницы, компота, салата, заваривание чая.

    Описание видов деятельности:

    Сенсомоторная: д/игры: «Подбери чашку к блюдцу», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Четвёртый лишний», «Определи на вкус», «Чего не стало», «Что из чего», «Холодный – горячий», «Сладкий  –

    солёный», «Полезные и вредные продукты».

    Беседы по оформлению блюд и рассматривание иллюстраций красивых блюд. 

    Социально- адаптивная: с/р игра: «Напоим куклу чаем», «Чаепитие», «Ждём гостей»; д/и: «Наши помощники», «Мамины помощники», «Что нужно повару», «Что где растёт?», «Что где купить».

    Игра: «Как я маме помогаю», «Научим мишку мыть руки», «Правила поведения за столом», «Мы дежурим», «Как вести себя в гостях».

    Беседы: «Культура поведения за столом», «Почему мы моем руки перед едой», «Почему вредно разговаривать с полным ртом», «Культура еды - серьезное дело».

    Хозяйственно-бытовая: д/и: «Сервировка стола», «Узнай по вкусу», «Сварим компот (борщ, суп, кашу), «Поджарим яичницу», «Приготовим салат», «Юные поварята», «Кухонные принадлежности», «Сервировка стола к чаепитию».

    Игра: «Чаепитие», «Любимый салат», «Уборка урожая».

    Т/п: «Накроем стол к обеду (завтраку, ужину)», «Уберём посуду со стола», «Разольём сок в чашки», «Почистим апельсин (мандарин, банан, морковь)», « Скушаем йогурт», « Заварим чай», «Помоем и расставим кукольную посудку», «Помоем фрукты (овощи)», «Посадка лука», «Польём петрушку, лук, укроп».

    Творческая: игра: «Украсим салат», «Разложим фрукты на блюдо», «Украсим бутерброды», «Оформим салфетки».

    Рассматривание чайного, столового сервизов.

    Лепка: «Да здравствует мыло душистое», «Бублики для Кати», «Печенье к чаю», «Пирожки для бабушки», «Пирожные» (солёное тесто).

    Аппликация: «Накроем стол для друзей», «Красивая чашечка для кукол», «Полотенце пушистое», «Скатерть для гостей».

    Рисование: «Угощения», «Печенье для друзей», «Бублики», «Любят наши детки вкусные конфетки».

    Работа с шаблонами: «Чашка», «Тарелка», «Кастрюля».

    Чтение потешек, загадок, стихотворений, рассказов и сказок на данную тему.

    Коллективно-игровая деятельность: п/и: «Быстрый повар», «Горячая картошка».

    С/р игра: «Угощения для папы», « Столовая», «Готовим обед», «Чаепитие», «Напоим куклу чаем», «Магазин», «Накормим зайку морковкой». 

    Д/и: «Разложим овощи и фрукты по корзинкам», « Лото» ( продукты, овощи, фрукты, посуда).

     

    Учебная деятельность на уроках:

    Санитарно-гигиенические умения и самообслуживание:

    Путешествие в мир полезных продуктов; различение полезной и вредной еды; польза молока и молочных продуктов; готовим полезную еду по картинкам; культура питания; съедобное - несъедобное; измельчение продуктов с помощью кофемолки и ступы; печём пирожки.

    Предметно - практическая:

    Изготовление из пластилина больших и маленьких бубликов.

    Основы жизнедеятельности:

    Культура питания (правила поведения за столом); игра: «Супермаркет».

    Формирование социального поведения:

    Формирование правил культурного поведения в гостях; формирование  умения употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации; формирование умение выполнять поручения взрослого, работу по самообслуживанию, поддерживать старательность, прилежание, сосредоточенность в труде; формирование навыков самообслуживания и правил личной гигиены.

    Сенсомоторное обучение:

    Холодное – тёплое; перекладывание пищи с помощью ложки из одной ёмкости в другую; пересыпание крупы, сахара, соли из пакета в сахарницу, солонку и другие ёмкости; переливание воды, молока, сока из упаковки в чашку.

    Работа с семьёй:                                               

     Наглядная информация для родителей: «Как приучить ребенка быть аккуратным», «О культуре еды ребенка», «Сервируем стол к празднику», «Правильное питание детей», «Как правильно сидеть за столом», «О правилах гигиены питания», «Игры по питанию для детей и родителей», «Сервировка стола», «Правила хорошего тона за столом».

    Мастер класс: «Виды сервировки стола к чаепитию».

    Открытое занятие: «Полезные продукты» (овощи и фрукты).

    Участие: шитьё передников и шапочек в уголок дежурства.

      

    3.Вывод:

    Навык самообслуживания (ухаживать за собой, самостоятельно принимать пищу, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка и является важным шагом на пути к его социализации.

    При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам и культура поведения.

    В ходе реализации проекта была постоянная обратная связь с родителями и обмен информацией о достижениях ребёнка.

     

     4.Список литературы:

    1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.

    Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001. – 320 с.

    2. Расту культурным (Полиграф- Проект Москва 2011г.)

    3. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ

    4. Доскин В.А. Растем здоровыми.

    5. .Бачурина В.Н. Новые развивающие игры.

    6. Хрестоматия по детской литературе 5-7 лет

    7.Программа воспитания и обучения в детском саду «Из детства в отрочество».

    8.Учебные программы по учебным предметам для классов ЦКРО и Р.

     9. Программы второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интернета)  для детей с интеллектуальной недостаточностью.

    10. Интернет ресурсы.

     

     Подборка художественных произведений:

    Потешки: «Водичка, водичка», «Травка-муравка», «Я обед съедаю сам». 

    Чтение стихов: П. А. Синявского «Кто не умывается», М. Д. Яснов «Я мою руки», В. Орлов «Хрюшка обижается»; « С добрым утром» Б. Белова; «Сам» С. Ильина.

    На основе литературных произведений: «Мойдодыр», «Федорино горе», «Острое поросячье заболевание», «Девочка чумазая», разыгрываются небольшие инсценировки вместе с детьми.

    Для успешного решения задач и закрепления навыков культурного поведения используем стихи по теме.

    Стихи:

    Ешь внимательно, опрятно

    Не спеша и аккуратно

    В рот еду не забивай,

     И кусочки не роняй!

     Мы с тобою за столом

    Себя правильно ведем,

    Потому что мы с тобой

    Не болтаем за едой.

    Учись пользоваться ложкой и вилкой

    За столом щенок Антошка

    Рыбу ел столовой ложкой

     Вилкой суп пытался кушать

    Не хотел советов слушать.

     И хотя вовсю старался,

    Так голодным и остался.

    Ну, куда это годится!

    Всем пора бы научится

    Кушать вилкой, кушать ложкой

     И не делать как Антошка.

    Умей есть не спеша и аккуратно.

    Медвежонок хлеб жевал

    Крошки хлебные ронял

     Говорил с набитым ртом

    Что? Не мог понять никто.

     После взялся за компот

    Стол облил и свой живот!

     Все над ним смеются звонко,

    Застыдили медвежонка:

    Ты не знаешь? За столом

    Надо есть с закрытым ртом

    Не спешить, не говорить

    Крошки на пол не сорить.

    После встать из-за стола

    В шубке чистой как была.

     Не балуйся за столом

     За столом сидела белка

    перед ней была тарелка,

    в ней из хлеба, масла, сала

    белка дом сооружала.

    Так, с едой не поступают

     И с едою не играют.

    За столом, едят друзья,

    Баловаться здесь нельзя!

    А поели - вы свободны

     И играйте как угодно.

     

     

    Не привередничай в еде.

     За столом кроты сидят

    Нос воротят, не едят:

    Эту кашу не хотим!

    Черный хлеб мы не едим!

     Дайте лучше чаю нам,

     Бедным маленьким кротам!

    Я напомню об одном:

    Не кривляйтесь за столом,

    Не капризничайте тут

    Ешьте все, что вам дают!

    С большим удовольствием дети помогают накрывать на стол. Перед этим дети тщательно моют руки с мылом, приводят в порядок свою прическу, надевая на голову шапочку, одевают передник.

    Помогаем накрывать на стол.

    В группе завтракать хотят

    Все вокруг помочь спешат

    На столы носить посуду.

    Только еж сказал, не буду!

    Не пойду! Я посижу,

     И на вас я погляжу

    Не желаю помогать,

    Лучше просто подождать.

     Неприятно это всем

     Все ежа не одобряют.

     

    Сам он маленький совсем,

     А какая лень большая!

     

    Помогай убирать посуду.

     Все поели, поднялись,

     И к игрушкам разошлись

    Стали дети развлекаться

    Кто же будет убираться?

    Кто посуду унесет?

    Кто столы потом потрет?

    Чтобы мухи не водились,

     И на крошки не садились

    А давайте- ка без слов

    Уберем все со столов

    И с посудою как можем

    Нашей нянечке поможем.

     Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных видах деятельности. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результат своих действий. Очень важно чтобы у всех взрослых были единые требования, для этого ведется работа с семьей: беседы, консультации, советы, информация в уголке для родителей. Важным аспектом является положительный пример взрослых, а особенно близких ребенку людей.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

      

    Игра « Варим борщ»

     

     

                                                                                

           Мы дежурим

     

     

    Приготовление салата

     

     

              Чаепитие

     

        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Образовательный проект "Застежки для одежки "

    Развернуть/Свернуть>>>

    Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.  Пинска»

     

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    «Застежки для одежки»

     

     Педагоги «Е» класса:

    Редько Светлана Петровна,

    учитель

    Рогальская Алеся Сергеевна,

    воспитатель

    Сакович Анастасия Николаевна

    воспитатель


     

    1. Название проекта «Застежки для одежки».
    2. Актуальность выбранной темы. Ежедневно, собираясь с детьми на прогулку или готовясь ко сну, мы сталкиваемся с проблемой – большинство детей не умеют застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки. Возникла необходимость организовать проект, в ходе которого дети будут совершенствовать навыки застёгивания и расстегивания одежды и обуви, познакомятся с различными видами застежек, приобретут умения создавать пуговицы из бросового материала и использовать для создания поделок.
    3. Цель проекта: самостоятельное одевание, раздевание и надевание обуви с использованием застежек и шнуровок (самостоятельное раздевание и застегивание одежды).
    4. Задачи проекта:
    5. Формирование умения самостоятельно одеваться, раздеваться и надевать обувь с использованием застежек и шнуровок. 
    6. Улучшить у учащихся мелкую моторику пальцев, кистей рук, координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук.
    7. Обогащать кругозор и активизировать познавательный интерес детей к одежде.
    8. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания.

     

    1. Методы реализации проекта:

    - исследование,

    - наблюдение,

    - показ,

    - беседа,

    - упражнение,

    - игровые приемы.

    1. Предполагаемый результат:

    - приобретение детьми навыков раздевания и одевания с использованием различных застежек;

    - обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

    - повышение уровня педагогической компетентности, профессионального мастерства;

    - повышение качества работы с детьми по развитию навыков самообслуживания;

    - пополнение развивающей предметно-пространственной среды класса изготовленными развивающими играми.

    1. Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта

    Подготовительный этап (1-я неделя):

    - Постановка цели и задач проекта; определение направлений и методов работы. Обсуждение условий проектной деятельности, плана, сроков проведения мероприятий.

    - Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по выбранной теме.

    - Проведение бесед с родителями с целью выявления актуального уровня знаний об этапах формирования у детей с ТМНР навыков одевания и раздевания.

    Основной этап (2-5-я неделя):

    1. Создание развивающей среды:

    - Пополнение развивающей предметно-пространственной среды класса пособиями для тренировки умения застегивать и расстегивать одежду. (Приложение 1)

    - Создание коллекции «Застежки прошлого века». (Приложение 2)

    2. Совместная работа педагогов группы и родителей:

    - Проведение занятия на тему «Оденем куклу на прогулку». (Приложение 3)

    - Консультация для родителей на тему «Приобщаем детей к самообслуживанию».  (Приложение 4)

    1. Совместная деятельность учителя и воспитателя с детьми:

    - Выполнение практических упражнений: «Шнурки и пуговки», «Застегни пуговицы на рубашке», «Завяжи кукле Маше шнурок», «Кто быстрее застегнет кофту?», «Раз, два не зевай, быстро обувь обувай», «Собираемся в гости – застегиваем застежки», «Послушный замочек», «Где шнурочек?», «Сколько пуговиц красивых».

    - Дидактические игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Подбери пуговку», «Разложи по цвету», «Найди тень», «Шнуровки для сапожек».

    - Рассматривание пуговиц на одежде.

    - Выполнение творческих работ с использованием пуговиц.

    - Чтение художественной литературы: сказки «Жили-были пуговка, ленточка и замочек», «Толстая пуговица», И. Ревю «Волшебная пуговица»; потешки «Пальчики», стихи Н. Брагиной, Л.Фадеевой, К.Брель. (Приложение 6)

    - Наблюдения «Какие застежки украшают нашу одежду».

    Заключительный этап (6-я неделя):

    - Апробация изготовленных развивающих игр.

    - Проведение анализа проектной деятельности и его результатов.

    - Презентация проекта.

    1. Состав участников проекта:

    - педагоги класса;

    - родители учащихся;

    - учащиеся класса.

     

    1. Список использованной литературы:
    2. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция / ред. Л. П. Григорьева. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.
    3. Если ребенок особенный: Метод. пособие / Под ред. Т.Л. Лещинской. Минск, 2000.
    4. Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием. Боровская И.К., Былино М.В., Калинина Е.М.
    5. Осипова Ж.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
    6. Программы обучения детей с тяжелой формой умственной отсталости. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания. 1-3 годы обучения. Автор-составитель Шевченко Наталья Олеговна.
    7. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани.
    8. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007.

     


     

    Приложение 1

     

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

      

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     

     Приложение 4

     

    Консультация для родителей:

    «Приобщаем детей к самообслуживанию»

             Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Здоровье человека закладывается в детстве. Поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать, какую ценность представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий, которые должны стать для них привычными.

             Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни в режимных моментах.

             Режим дня – это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша, предохраняет от переутомления, способствует нормальной психической деятельности.

             Постепенно ребёнок начинает хорошо представлять, что и когда он будет делать: утром – вставать; днём – обедать, гулять, играть, рисовать; вечером – ложиться в кровать; ночью – спать.

             Таким образом, включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться.

             Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи.

    1. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

    2. Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

    3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

    4. Во время еды учить детей правильно держать ложку.

    5. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

             Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства. «Я сам» - говорит ребёнок каждый раз, когда на него натягивают колготки, кормят его. Взрослые торопятся прийти на помощь, спешат сделать за него сами, а вдруг ребёнок не сможет выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше. Это приносит большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают веру в свои силы, приучают надеяться на других.

             Полезно матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка определённым навыкам, делая это настойчиво и терпимо. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.д.

             Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые и старшие дети, являются примером для малыша в отношении как культуры поведения, так и личной гигиены.     Малыши, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. В противном случае все усилия, предпринимаемые в этом направлении, окажутся безрезультатными.

    Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

             При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании, надо учитывать их возрастные особенности.         

      


    Образовательный проект «Веселые нотки»

    Развернуть/Свернуть>>>

    Стимулирование творческой активности у детей с ТМНР посредством музыкальных произведений на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности.

     

    Тип проекта:

    - образовательный, долгосрочный.

    Участники проекта: учащиеся «В» класса (14 – 17 лет), родители учащихся класса.

     

    Обоснование актуальности выбранной темы

    «Музыка – это лекарство, которое слушают»

     

    Актуальность обращения к данной теме связана с тем, что эффективность обучения и развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) во многом зависит от сформированности мотивации и эмоционального настроя.

    В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с особенностями психофизического развития. Современная специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

    Сущность использования музыкальных произведений в творческой деятельности с детьми с ТМНР заключается в способности вызывать у «особенного» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, стимулирует его творческую активность.

    Использование музыки на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности позволяет создавать атмосферу психологического комфорта, установить контакт с ребенком. Правильно подобранное музыкальное сопровождение помогает объединить структурные компоненты занятия в единое целое.

    Для оценки активности детей (учащихся «В» класса, 6 человек, 7, 8, 9 года обучения) на учебных занятиях по трудовому обучению, изобразительной деятельности и во внеурочной творческой деятельности было организовано диагностические наблюдение на протяжении одного месяца.

    Условия наблюдения предполагали проведение занятий и организацию внеурочной творческой деятельности с музыкальным сопровождением и без него. Были использованы произведения в соответствии с тематикой мероприятий.

    Так же было проведено анкетирование родителей о влиянии музыки на эмоциональное настроение и активность ребенка при организации творческой деятельности в домашних условиях.

    Анализ полученных данных показал повышение активности у учащихся с ТМНР: дети стали проявлять инициативу при выполнении поделок, аппликаций. 1 учащийся с расстройством аутистического спектра проявил повышенное беспокойство при длительном (более 10 минут) прослушивании музыки средней громкости.

    Анкетирование родителей также подтвердило гипотезу о положительном влиянии музыки на активность детей с ТМНР (Приложение 1).

    Цель проекта:

    повышение качества образовательного процесса через повышение творческой активности и мотивации у детей с ТМНР посредством музыкального сопровождения на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности.

    Задачи проекта:

    изучить методическую литературу и другие информационные источники по вопросу формирования творческой активности и мотивации у детей с ТМНР посредством музыки;

    создать картотеку музыкальных произведений и физкультминуток для использования на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности;

    формировать мотивацию к проявлению творческой активности, инициативность, стимулировать творческую активность;

    разработать рекомендации для родителей по использованию музыки в совместной с детьми с ТМНР творческой деятельности.

    Предполагаемый результат:

    повышение творческой активности у учащихся класса в урочной и внеурочной творческой деятельности;

    создание картотеки музыкальных произведений для использования на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности;

    разработка рекомендаций для родителей с информацией о формировании знаний, умений и навыков по теме проекта.

     

    Описание содержания, сроков и этапов реализации проекта

    Срок реализации: март 2021 года – май 2022 года.

    Организационно-информационный этап (март 2021 г.):

    постановка цели и задачи проекта, определение направлений и методов работы;

    изучение методической литературы и других информационных источников по теме проекта;

    диагностическое наблюдение за активностью детей на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности;

    обсуждение условий проектной деятельности, плана, сроков реализации;

    подбор материала для создания картотеки музыкальных произведений для использования в урочной и внеурочной творческой деятельности;

    определение конечного продукта и формы его презентации.

     

    Основной этап (апрель 2021 г.– май 2022 г.)

    Оптимизация развивающей среды:

    создание картотеки «Музыкальная копилка»: подборка и систематизация музыкальных произведений для формирования творческой активности и мотивации у учащихся с ТМНР на занятиях по трудовому обучению, изобразительной и внеурочной творческой деятельности; (Приложение 4).

    создание мини-бокса «Музыкальная деятельность»;

    создание картотеки тематических музыкальных физкультминуток (Приложение 5).

     

    Совместная деятельность учителя, воспитателя и детей:

    проведение открытых занятий «Изобразительная деятельность» и «Трудовое обучение» с использованием музыкального сопровождения (Приложение 2);

    проведение открытых занятий «Творческая деятельность» с использованием музыкального сопровождения (Приложение 3).

     

    Взаимодействие с родителями:

    консультация ««Особенности занятия музыкой с детьми с ТМНР» (Приложение 6);

    мастер-класс для родителей «Творим вместе»;

    индивидуальные беседы с рекомендациями.

     

    Заключительный этап

    Подведение итогов, анализ, презентация проекта.

    Первичный анализ проектной деятельности показал, что использование музыкального сопровождения при организации творческой деятельности в урочной и внеурочной деятельности способствует повышению эффективности обучения учащихся с ТМНР.

     

     Список источников

    Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко – М., 2001.

    Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи/ Н.А. Щербакова – Москва, 2000

    Приложение 1

    Анкета для родителей «Музыка в жизни вашего ребенка»

    Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы. Это поможет педагогам эффективнее вести работу с Вашим ребенком. Спасибо!

     

    1. Любит ли Ваш ребенок слушать музыку?

    ___________________________________________________________

    1. Как часто Ваш ребенок слушает музыку?

    ___________________________________________________________

    1. Какие музыкальные произведения он предпочитает:

    когда играет ________________________________________________

    когда занимается творчеством (лепит, клеит, рисует)_____________________________________________________

    1. Меняется ли настроение и поведение ребенка в зависимости от настроения звучащей музыки?____________________________________________
    2. Просит ли ребенок включить музыку? В каких ситуациях?___________________________________________________

    Приложение 2

    Конспект открытого занятия «Трудовое обучение», учитель Плешко О.В.

    7, 8, 9 год обучения

    Тема: «Праздничная прическа»

    Задачи:

    закреплять умение резать по прямой и волнистой линии, пользоваться разными видами клея;

    развивать зрительно-моторную координацию, зрительное внимание, мелкую и общую моторику;

    развивать

    Оборудование: ножницы, клей, заготовка «Мамина прическа, карандаш, линейка, аудиозапись «Наши мамы самые, самые красивые», слова и музыка М. Пляцовского)

    Ход занятия

    1. Организация начала занятия
    2. Основная часть

    А) Подготовка к восприятию

    - Внимательно послушайте песню. О ком песня?

    Звучит аудиозапись песни М. Пляцовского «Наши мамы самые, самые красивые»

    Б) Беседа о маме

    - О ком песня?

    - Как зовут ваших мам?

    - Вы любите маму?

    - Какие слова вы ей говорите?

    - Ваши мамы красивые? Какие у них прически?

    В) Сообщение темы и цели занятия.

    - Сегодня вы будете парикмахерами для своих мам. Ваша задача подготовить маму к празднику. Посмотрите, какие наши мамы уставшие, непричесанные. Каждый из вас сделает маме прическу, наденет красивые бусы и серьги.

    Дети получают индивидуальную заготовку «Мамина прическа» и набор необходимого оборудования (ножницы, клей, цветная бумага, карандаш, тряпочка).

    - Вспомним правила безопасного использования ножниц и клея.

    Г) Тренировка умения резать ножницами

    1.Тренировка умения резать по прямой линии

    - Прежде, чем желать маме прическу, предлагаю потренироваться. У вас на столах лежат листы. На них нарисованы прямые линии. Разрежьте лист по намеченной линии, но не до конца.

    2. Тренировка умения резать по волнистой линии

    Д) Изготовление поделки «Мамина прическа»

    - А сейчас мы с вами будем делать прически мамам. Каждый сможет сделать ту прическу, которая нравится.

    - Сначала придадим форму волосам. Волосы могут быть короткими или длинными (рассматривание картинок с образцами причесок).

    Демонстрация создания формы «стрижки» карандашом на образце.

    Самостоятельная работа.

    - Сейчас возьмите ножницы и вырезайте по линии.

    - Отлично. А теперь нужно сделать укладку. Разрежьте бумагу по нарисованным линиям. Так у вас получатся красивые пушистые пряди волос.

    Самостоятельная работа.

    - Прически получились очень красивые. Женщины любят себя украшать. Предлагаю надеть мама серьги и бусы. Для этого у каждого из вас есть разноцветные кружочки. Из них можно сделать украшения.

    Демонстрация наклеивания кружочков в форме сережек и бус.

    Самостоятельная работа.

    Е) Выставка работ

    - А сейчас каждый представит нам свою маму.

    1. Подведение итогов, рефлексия.

     

    Приложение 3

    Конспект занятия по творческой деятельности «Открытка для мамы», воспитатель Цырельчук Т.Г.

    Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей. Вызвать положительные эмоции, и создать хорошее настроение.

    Задачи:

    -через музыкальные образы пробудить творческую активность учащихся;

    - обобщить знания о весне, о жителях леса, о птицах;

    - развивать мелкую моторику рук;

    - закрепить навык игры на детских шумовых музыкальных инструментах;

    - вызвать эмоциональный отклик у учащихся;

    - закреплять навыки аккуратного наклеивания;

    - воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать организованность, дружелюбие.

    Предварительная работа:

    слушание «Жаворонок» М. Глинки, «Бабочка» Грига, П. И. Чайковского «Подснежник»; разучивание песен о природе на музыкальных занятиях.

    Средства: рисунки весеннего леса, иллюстрации (цветы, птицы), искусственные елочки, музыкальные инструменты, ноутбук, магнитофон, принадлежности для аппликации (птицы, бабочки, цветы).

    Ход занятия:

    Дети входят в класс под веселую музыку и становятся в круг.

    Воспитатель:

    - Давайте, ребята, поздороваемся друг с другом!

    Коммуникативная игра "Здравствуйте".

    - Молодцы! Мы подарили друг другу улыбку и хорошее настроение.

    - Ребята! Я сегодня пришла на работу, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю, кто его прислал. Хотите узнать? (читает письмо)

    «Дорогие ребята! Случилась беда. Наступила весна. Скоро мамин праздник. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых. Мама».

    - Какая она, наша мама? (грустная, печальная, сердитая, хмурая)

    - Покажите, какая она? (мимикой) (психогимнастика).

    - Посмотрите ребята на картину. Никого не видно. Тишина. Поможем Маме разбудить всех в лесу?

    - Тогда нам нужно отправиться на прогулку в лес. Становитесь паровозиком друг за другом.

    Массаж спины «Паровоз». (Музыка паровоза).

    Паровоз кричит: «Ду-ду» (стучим кулачками) «Я иду, иду, иду!»

    А вагоны стучат, а вагоны говорят:

    «Так, так, так. Так, так, так» (хлопаем ладошками).

    Воспитатель:

    - Вот мы и приехали на полянку. Только здесь тишина, а хотите посмотреть, какой бывает весна в лесу. Садитесь на полянку (показ видео ролика по песне Морозовой «Весна-красна»). Вот лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Появились проталинки, птички радуются приходу весны, набухают почки, появляются первые листочки. Природа оживает. Музыка песни радостная, веселая (беседа по содержанию) А на нашей-то полянке-тишина. Мама ждет помощи.

    Воспитатель:

    - О том, что пришла весна, нам рассказывают её гонцы. А вы, знаете, кого называют гонцами весны?

    - Птиц (слайд «Птицы»).

    - Я расскажу вам одну историю, птичью, а вы мне поможете озвучить её при помощи музыкальных инструментов (раздать инструменты).

    «Птичья история»

    - Однажды одна ворона летела по лесу, села на ветку и решила почистить свои перышки. Чистила, чистила и, наконец, довольная каркнула… КАР! (круговая трещотка).

    - Услышали её карканье другие птицы, стали они слетаться в стаю, и каждая вела разговор на свой манер:

    Воробьи зачирикали (маракасы)

    Сороки затрещали (трещотка)

    Голуби заворковали (шумовые коробочки)

    Дятлы застучали (деревянные брусочки)

    Все радовались, что закончилась зима… (играют все).

    Ярче засверкало солнце и обласкало своими теплыми лучами… но тут на поляну выскочила собака и громко залаяла… Птицы испугались, вспорхнули и… улетели. Ну как, понравилась вам наша птичья история. Тогда сложим инструменты (звучит фонограмма пения птиц).

    Воспитатель:

    - Вот мы и оживили птичек. (приклеивают картинки на лист бумаги)

    Ну, что же, продолжим наше путешествие. Занимайте места в поезде! Мы приехали на цветочную полянку, только где же цветы?

    - А теперь, я вас всех превращу в цветочки!

    Пальчиковая гимнастика

     

    Наши нежные цветы (дети поднимают руки с растопыренными пальцами вверх)

    Распускают лепестки

    Ветерок чуть дышит

    Лепестки колышет (шевелят пальцами)

    Наши нежные цветы

    Закрывают лепестки (сжимают пальцы в кулак)

    Головой качают

    Тихо засыпают (покачивание рук вправо, влево)

    Воспитатель:

    - А теперь повернитесь и откройте глазки….

    Волшебная музыка и ваши пальчики оживили цветы. Возьмите их в руки, почувствуем аромат цветов. Через носик вдыхаем много воздуха …. и выдох (дыхательная гимнастика).

    Воспитатель:

    - Ребята, а после дождя всегда появляется солнце (показываю солнце), только оно без лучиков. Возьмите прищепки, поупражняем свои пальчики (дети цепляют на рисунок желтые прищепки) и отнесем «солнышко» на поляну.

    - Солнышко засветило и всем стало весело!

    Наше путешествие продолжается. Следующая полянка совсем близко, поэтому будем шагать, и прыгать то на одной ножке, то на другой.

    Дети двигаются под песню «Солнечный зайчик».

    Воспитатель:

    - Вот мы и приехали. Ой, ребята вы только посмотрите сюда! Что это такое? Пустые баночки от йогурта, пакеты от чипсов, коробки из-под сока, это что за туристы тут столько мусора оставили.

    В поход пришли, ребята…

    Отдохнуть, конечно, надо:

    Поиграть и порезвиться,

    И наесться, и напиться…

    Но вокруг остались банки,

    Целлофан, железки, склянки…

    Оставлять их здесь нельзя!

    Не поленимся, друзья:

    Мусор тут, в лесу, чужой,

    Заберем его с собой!

    Дети играют на шумовых инструментах под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

    - Ребята, а ведь мы разбудили весь лес! Давайте скорее сделаем открытку для Мамы, и нам пора домой возвращаться (дети выполняют аппликацию).

    Воспитатель:

    - Ребята! Понравилось вам в лесу? Всех разбудили? Кого мы разбудили? В лесу сейчас настоящая весна! Вот какая красота у нас получилась. Я думаю, что вашим мамам понравится вот такая лесная открытка. Мы с вами научились не только любоваться природой родного леса, а еще и беречь все то, что нас окружает.

    — Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передается не только словами, но и цветом, и музыкой.

    А теперь нам пора возвращаться домой.

    Приложение 6

    Консультация для родителей

    «Особенности занятия музыкой с детьми с ТМНР»

    Музыка – источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют психическому и физическому развитию ребёнка.

    Важнейшей задачей музыкального воспитания детей с ТМНР является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

    Дети с ТМНР не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

    Рекомендуется:

    1. Развивать слуховое внимание.

    Для слушания музыки для детей нужно выбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

    Рекомендуется использовать инструментальные и вокальные произведения композиторов –классиков: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

    Детям можно предложить рисовать во время слушания музыки.

    Отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»«Сладкой грёзы» П. И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.

    Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов они постепенно переходят к более светлым, ярким тонам.

    2. Развивать чувство ритма.

    Развитие чувства ритма у детей с ТМНР происходит благодаря равномерным, как танцевальным так и игровым движениям под музыку.

    Детей можно учить отстукиванию двух и трехдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем переходить к отстукиванию трехдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и соответственно будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений.

    В работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи, народные потешки «Сорока-сорока»«Капустка», в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.

    3. Упражнения, развивающие пространственные представления.

    Для этого детям предлагается ходить в разных направлениях, исполнять танцы, хороводы, игры («Построй поезд»«Найди свой домик»«Солнышко и дождик» и т. д.)

    Игровые упражнения по формированию пространственных представлений

    4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики.

    Можно исполнять песни с показом действий, например, «Ай дили», «Курочка»«У ребяток ручки хлопают»«Где наши ручки?», использовать музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки, игры-сценки). Нужно подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: нужно играть кистями рук, загибать пальчики, протягивать руки вперед, изменять ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит, колесами, гудит»«часики тикают»«идет коза рогатая»). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти детей, что отражается на нормализации поведения детей.

    5. Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки.

    Эти игры и упражнения направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

    Можно использовать для этого вращение обруча: дети садятся в круг, им даётся большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки вначале даётся постоянный, а затем его меняют). Также используются совместное музицирование, хороводы, специальные коммуникативные игры и т. п.

    В работе используется различный  материал – это произведения композиторов пишущих музыку специально для детей Е. Тиличеевой, М. Красева, Т. Попатенко, Е. Макшанцевой, Т. Бабаджан, М. Раухвергера, а так же народный фольклор, детские народные песенки и игры.


     

     

    225710 г. Пинск ул.Рокоссовского, 36

    8 (0165) 63-68-96, ckroir@pinsk.edu.by, ckroir@pinsk.gov.by