ГУСО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Пинска"
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Государственное учреждение специального образования 
"Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Пинска"

 

Переводчик

       
 

Меню раздела

     

    Баннеры

    Министерство образования Республики Беларусь Портал рейтинговой оценкиМинистерство образования Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 


     



    Особенности работы инструкторов ЛФК, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра:

    -Следует заранее подготовить индивидуальные задания, в случае усталости или недовольства со стороны ребёнка.
    - Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребёнок наиболее компетентен.
    -Избегать переутомления ребенка.
    - Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
    - Беспроигрышным способом приучить ребенка к программе лечебной физкультуры станет правильно подобранное позитивное подкрепление – например эмоциональное поощрение (объятия, похвала, щекотание или что-то еще, радующее ребенка).

    Рекомендации родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра:

    1. Будете последовательны в действиях.
    2.Сделайте жизнь ребёнка понятной для него и предсказуемой. В случае изменения привычного плана нужно заранее подготовить к этому ребёнка.
    3. Хвалите ребёнка за хорошее поведение. Эмоциональная награда поможет быстрее сформировать у ребёнка нужное поведение.
    4. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Выясните, какие звуки неприятны вашему ребенку, а какие наоборот его успокаивает. Зная это, можно предотвратить негативные реакции.
    5. Примите ребенка таким, какой он есть.

    Массаж ребенка с расстройствами аутистического спектра:

    Массаж помогает детям с РАС привыкнуть к прикосновениям, расслабиться и научиться лучше осознавать своё тело.
    Детям с аутистическими чертами поведения назначаются специальные техники массажа позволяющие стимулировать центральную нервную и эндокринную системы. Важными задачами, которые решаются благодаря воздействию массажа являются:
    1. Общетонизирующее воздействие на весь организм в целом;
    2. Регионарно-тоническое воздействие на мышцы (воздействие на конкретную мышцу или группу мышц);
    3. Расслабляющее воздействие на ригидные, спастичные и локально-спазмированные мышцы;
    4. Противоболевое воздействие;
    5. Массаж также способствует улучшению дыхания и релаксации.


    Рекомендуемые игры с ребенком с РАС:

    Погладь кошку
    : Взрослый и дети подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети её гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
    Покажи нос: Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
    Шпион: Необходимо загадать предмет и детально его описать. Ребёнку необходимо найти предмет в комнате по описанию. Если это вызывает сложности, то поставьте на стол две или три разных игрушки и опишите одну из них, затем попросите определить, что вы только что описали.
    Танцы: Взрослый включает ритмичную музыку и просит ребёнка танцевать вместе с ним. Ребёнок повторяет фигуры, показанные взрослым.
    Нарисуй мое лицо: Необходимо начертить на листе бумаги круг или овал большого размера. Взрослый гипертрофированно изображает какую-то эмоцию, а ребёнок должен изучить лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге.
    Угадай, что: Ребёнок закрывает глаза, взрослый выдает ему простой предмет. Попросите ощупать предмет и описать его вам. Если ребёнок невербальный, то нужно попросить его показать этот предмет на картинке.

      Реабилитация с использованием костюма «АДЕЛИ»

    Костюм предназначен для лечения расстройств движения, вызванных детским церебральным параличом, травмой головного мозга, инсультом. Принцип действия костюма основан на выработке организмом рефлекторной реакции в ответ на внешнее воздействие.

    Принцип воздействия терапевтического костюма «АДЕЛИ» состоит в целевой коррекции движений и осанки пациента с помощью настраиваемых элементов. С помощью упругих специальных элементов в костюме нагружается скелетно-мышечная система ребенка (или пострадавшего от инсульта или травмы головного мозга) и придаётся правильная поза.

    Нагрузочный костюм действует как эластичный внешний каркас, фиксирующий физиологически правильную позу ребенка и корректирующий траектории его движений, не ограничивая их амплитуду, а лишь утяжеляя с лечебной целью их выполнение. Величина задаваемых с помощью регуляторов нагрузок определяется инструктором и зависит от формы заболевания, характера и степени поражения двигательного аппарата, возраста и общего физического состояния больного и других объективных и субъективных факторов.

    Костюм индивидуально подбирается по росту пациента. Выпускается 5 типоразмеров костюма, позволяющих проводить занятия с пациентами в возрасте от 3 лет и ростом от 86 до 160 см.

    В нашем центре имеется костюм на рост ребенка 110-128 см.

     

    Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом, с применением нагрузочного костюма «Адели» "

    Развернуть/Свернуть>>>

    Лечебный нагрузочный костюм «Адели» - это уникальная технология реабилитации детей, страдающих ДЦП, больных, перенесших инсульт головного мозга или черепно-мозговую травму, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Представляет собой систему, состоящую из опорных элементов, в качестве которых выступают жилет, шорты, наколенники, обувь. Величина задаваемых с помощью регуляторов нагрузок определяется методистом и зависит от формы заболевания, характера и степени поражения двигательного аппарата, возраста и общего физического состояния больного и других объективных и субъективных факторов. Курс лечения методом продолжается 4 недели (1час ежедневно) и в основном состоит в выполнении больным ряда движений, включающих ходьбу.

    Методики "Адели" существенно расширяют возрастной диапазон эффективного применения терапии в области ДЦП - если традиционные методы дают хорошие результаты в возрасте от нескольких недель до двух лет, то методики "Адели" остаются эффективными и на поздних стадиях заболевания, при которых традиционные методики оказывают недостаточное действие или не оказывают его вовсе .

    Комплекс ЛФК с использованием костюма «Адели»

    При выполнении данного комплекса ЛФК ребенок находится в костюме «Адели». Курс коррекции состоит из ежедневных занятий в костюме «Адели» в течение трех-четырех недель. Занятия в костюме «Адели» начинаются с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от сеанса к сеансу в зависимости от состояния пациентов. Длительность занятий также увеличивается от 20-30 минут в начале курса до 40 минут в конце курса, включая перерывы на отдых. При применении костюма «Адели» в режиме выраженных физиологических нагрузок необходимо следить за адекватностью этой нагрузки возможностям больного.

    Упражнения

    Подходы

    Повторения

    Подъем плеч сидя

    1-3

    10-30

    Стоя, подъем рук через стороны вверх

    1-3

    10-30

    Стоя наклоны вперед, руки в стороны

    1-3

    10-30

    Подъем ног поочередно, сидя на стуле

    1-3

    10-30

    Сгибание туловища из положения лежа

    1-3

    10-30

    Подъем на носки стоя

    1-3

    10-30

    Подъем согнутых ног поочередно из положения стоя

    1-3

    10-15

    Ходьба по лестнице

    1-3

    1,5-3 мин

    Наклоны вперед с отягощением

    1

    15-20

    Из положения лежа на спине, подъемы туловища, руки за головой

    1

    15-20

    Наклоны туловища в стороны с отягощением

    1

    15-25

    Из положения лежа на спине, подъем согнутых ног до вертикали с опусканием, не касаясь пола

    1

    15-25

    Разведение рук в стороны с отягощением лежа

    2-3

    10-15

    Разведение рук в стороны с отягощением стоя

    2-3

    10-15

    Поочередное сгибание рук с отягощением стоя

    2-3

    10-15

    Приседание

    2-3

    10-15

    Приседание с отягощением

    3

    8-10

    Жим лежа на тренажере

    3

    8-10

    Сгибание голени лежа на тренажере

    1

    8-12

    Разгибание голени сидя на тренажере

    1-2

    8-12

    Разведение рук стоя

    1-2

    8-12

    Упражнения для мышц живота

    1-2

    10-15-25

     


    Особенности организации медицинской реабилитации.

    Развернуть/Свернуть>>>

    Лечебная физкультура (ЛФК) – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании методически разработанных и специально подобранных физических упражнений.

    При их назначении врачи учитывают характер заболевания, его особенности, стадию и степень патологического процесса в органах и системах В медицине ЛФК – это метод лечения, который использует средства физической культуры для профилактики, лечения, восстановления нарушенных функций и поддерживающей терапии. В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся двигательные навыки, восстанавливаются утраченные и развиваются новые физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем. Это в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим положительным сдвигам в состоянии организма человека.

    В комплексе занятий ЛФК используется костюм «Адели».Лечебные методики «Адели» учитывают форму заболевания, возраст и состояние больного.
    Выполняемые в течение лечебного курса в определенной последовательности эти упражнения, благодаря созданию мощной нагрузки на мускулатуру больного, способствуют усилению и относительной нормализации афферентного притока с мышечно-суставного аппарата. Это, в свою очередь, приводит к активации центральных структур мозга, ответственных за контроль над моторными актами и создает предпосылки для стимуляции отстающих в развитии  функциональных систем.

    В этом учебном году медицинскую реабилитацию будут осуществлять следующие специалисты: мед.сестра по массажу Куделич И.Н., инструкторы ЛФК Былинский П.В и Дайко Г.В. Занятия по лечебной физической культуре будут проходить курсами по месяцу три-четыре раза в год. Занятия по ЛФК будут проводиться индивидуально в течении 30 минут. Массаж будет проводиться курсами по две недели два раза в год. Медицинскую реабилитацию получают все учащиеся центра. А также имеется спортивный костюм-тренажер «Адели», для занятия на котором имеются ограничения по росту. В этом учебном году занятия на костюме будут проводиться с двумя учениками.


    Медицинская реабилитация

    Развернуть/Свернуть>>>

    Неважно, что стало причиной инвалидности – врожденные патологии, травма или тяжелая болезнь. Любой человек имеет право на полноценную жизнь. В отличие от лечения, целью которого является выздоровление, целью реабилитации является максимально возможное участие ребенка в жизни общества. Реабилитация – это длительный процесс с постоянно меняющимися задачами, которые растут вместе с ребенком.

    Система медицинской реабилитации характеризуется прежде всего тем, что ресурсы помощи человеку с ограниченными возможностями разделены между учреждениями здравоохранения и образования.

    Организационная структура центра позволяет осуществлять разноуровневое сопровождение ребенка с особенностями психофизического развития. Так, например, ребенок может получать медицинскую реабилитацию ( массаж, лечебную физкультуру) и одновременно получать образовательные услуги. Для наиболее эффективного проведения реабилитации необходима согласованная работа специалистов. Так, занятия лечебной физкультурой приводят к активизации не только двигательных зон коры, но и ствола мозга. Следовательно, занятия с психологом, учителем-дефектологом будут более эффективными. И наоборот – развитие способности ребенка к коммуникации в ходе коррекционных занятий улучшат контакт ребенка и инструктора, сделают занятия ЛФК более интересными для ребенка, повысят его мотивацию. Занятия ЛФК, включающие улучшение крупной моторике рук, облегчат специалистам по социальной адаптации обучение ребенка бытовым навыкам.

    Специалист сенсорной комнаты, стимулируя сенсорные системы ребенка и научив его выполнять целенаправленные действия руками (например, тянуться к звучащим игрушкам и кнопкам сенсорных панелей), создаст у него навык, который сможет использовать в занятиях инструктор ЛФК, выкладывая ребенка на валик или фитбол и предлагая ему тянуться руками за предметом. Все занятия взаимосвязаны и направлены на достижение общих целей.

     Медицинская реабилитация основана на индивидуальном подходе с учетом основных и сопутствующих заболеваний. Готовых программ восстановления не существует. Терапия всегда подбирается для каждого ребенка индивидуально. Это единственно возможный способ добиться успеха в реабилитации.

    Разработкой индивидуальных программ для обучающихся центра занимается врач – специалист отделения медицинской реабилитации УЗ « Пинская детская поликлиника».

    Оказание медицинской реабилитации ( ЛФК, массаж) учащимся и воспитанникам центра осуществляется в зале ЛФК с отведенными для массажа зонами. Для качественного выполнения функций кабинеты оснащены необходимым оборудованием и инвентарем.

    Составная часть медицинской реабилитации – физическая терапия, использующая совокупность средств, форм и методов ЛФК, массажа для формирования, поддержания, коррекции, восстановления и приспособления к актуальным условиям двигательной функции ребенка любого возраста.

    Лечебная физическая культура – является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий, для детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе занятий используются такие методы обучения как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия.

    К особенно хорошим результатам могут привести занятия на специальных тренажерах ( так называемая механотерапия). ЛФК позволяет осторожно прорабатывать отдельные мышцы и суставы не перегружая их.

     Огромную роль в программе реабилитации играет массаж. Для достижения большего эффекта лечебного действия массаж следует проводить до физических упражнений, а при необходимости и повторно после них. Применяются различные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Продолжительность сеанса массажа зависит от заболевания, участка тела, массы тела , его возраста и состояния на данный момент.

    Медицинская реабилитация позволяет улучшить:

    - координацию;

    - равновесие;

    - снизить гипертонус мышц и укрепить ослабленные мышцы;

    - улучшить подвижность в суставах;

    - улучшить крово- и лимфообращение;

    - улучшить общее здоровье.

    Для того, чтобы реабилитация прошла успешно и принесла положительные результаты, необходимы совместные усилия специалистов и поддержка семьи.

    Для большинства семей, воспитывающих детей – инвалидов, характерен недостаток необходимых медицинских знаний. Многие родители внутренне, психологически не подготовлены к тому, чтобы оказать своему ребенку необходимую помощь. Такие семьи, несмотря на свои скрытые реабилитационные возможности, не знают, как и чем помочь своему ребенку.

    Родителям следует понять, что именно они могут в процессе ежедневной жизни делать определенные упражнения по лечебной физкультуре, выполнять доступные им приемы массажа, отрабатывать навыки и умения, необходимые в жизни.

    Все специалисты, которые принимают участие в процессе реабилитации ребенка, должны работать одной командой, иметь общее представление о проблемах ребенка, степени их выраженности. Важно, чтобы с ребенком занимался один и тот же специалист по каждому направлению. Только работая одной командой мы сможем помочь ребенку и его семье.

     

     

    Список используемой литературы

    1. Реабилитация детей с ДЦП/ Семенова Е.В, Клочкова А. В, Коршикова – Морозова А.Е, Трухачева А. В, Заблоцкая Е. Ю. – М.: Лепта книга, 2018.


     

     

    225710 г. Пинск ул.Рокоссовского, 36

    8 (0165) 63-68-96, ckroir@pinsk.edu.by, ckroir@pinsk.gov.by